Есть вопрос? Ответим!
TelegramWhatsAppViberVkontaktePhone



Не воспитывайте мышление кредиторов и должников
В этой статье мы предлагаем вам немного порассуждать о том:
— Почему в России такой низкий уровень финансовой грамотности

— Как это может отразиться на будущем наших детей

— Что со всем этим можно сделать
— Почему в России такой низкий уровень финансовой грамотности

— Как это может отразиться на будущем наших детей

— Что со всем этим можно сделать

Начнем издалека

В нашей культуре отсутствует навык правильного, рационального отношение к финансам, как к необходимому ресурсу. В нашей практике время от времени происходят такие случаи. — Общаемся с учителем или родителями и, как только говорим, что обучаем детей финансовой грамотности, слышим примерно следующее — говорится с брезгливостью и агрессией «Нет, нам это абсолютно не интересно. Мы транслируем детям другие ценности.» Естественно, после мы уже ни слова не можем вставить.

Откуда все эти мысли о ценностях?

В нашем детстве и тем более в детстве наших родителей было не принято говорить о деньгах, ни в обществе, ни тем более в семье. В наших сказках богатые люди – всегда отрицательные герои. В то время как бедным все достается просто так, за добрые дела по волшебству, в том числе достается и богатство, ведь никто не отрицает, что лучше жить в достатке. При этом никак, кроме как по волшебству, богатство прийти не может.
Наше мышление сегодня
Нас никто не учил, как правильно обращаться с деньгами. Мы начинали зарабатывать и как-то сами всему учились. Точнее пытались учиться, получилось ли? Кто из современных взрослых знает чем именно занимается Центробанк? Про систему страхования вкладов знают лишь 45% населения. Многие россияне не умеют инвестировать деньги. Из-за недоверия к государственной системе, при слове «кризис» многие спешат закрыть депозиты, что вызывает дефицит средств и банкротство банков.

Все это отчасти справедливо, ведь государство часто нас подводило и буквально пыталось заслужить недоверие: замораживания счетов во времена реформ, десятилетние вмешательства государства в естественные рыночные процессы, дефолт 1998, препятствия малому бизнесу и пр. А также пропаганда в культуре отрицательного отношения к банковским служащим, банкирам и просто обеспеченным людям.

А самое главное, в нас практически не воспитывалось принятие ответственности за собственную жизнь. Нам говорили, а кто-то и сейчас так считает, что во всех проблемах виновато государство, начальник или кто-то еще, но только не мы. Чтобы наша жизнь стала лучше, должно измениться что-то вокруг, кто-то должен что-то сделать. В результате, уже где-то на подсознании возникло ощущение, что мы не властны над собственной жизнью, не можем принимать решения, не можем что-то изменить, а значит и разбираться ни в чем не нужно.
Что слышат дети

Современные дети постоянно находятся в информационном поле. Из интернета они знают, что могут заработать любую сумму, что все возможно. Их учат, что деньги появляются из воздуха, что можно работать пару часов в день на компьютере и зарабатывать достаточно, чтобы постоянно путешествовать.

А что они часто слышат в семье и школе? - «Деньги зарабатываются тяжелым трудом», «Нужно обязательно учиться на пятерки, чтобы потом найти хорошую работу и тогда … ». А «тогда» ничего так и не происходит. Ребенок заканчивает университет и выходит на высококонкурентный рынок профессий. И тут начинается борьба за выживание, каждый день. Наша система воспитывает отличных работников и бездумных потребителей финансовых продуктов.

И первое и второе является крайностями, а значит нужно искать золотую середину, но как?

Как помочь ребенку

В процессе обучения финансовой грамотности уделять больше внимания не только прописным истинам (бюджет, экономия, желания и потребности, сбережения, инвестирование и пр.), а также образу мышления. Правилам, которые являются фундаментом для разумного обращения с деньгами.

Например:

— Только я распоряжаюсь своими деньгами.

— Я несу ответственность за все финансовые решения

— Деньги — это инструмент, а не цель

— Спокойно относиться к денежным потерям

— Принимать только обдуманные решения

— Всегда перепроверять людей и компании при решении финансовых вопросов

В корне всего лежит ответственность за собственные решения. Финансовая ответственность начинается с первой покупки. Даже если Вам кажется, что у ребенка все и так хорошо в финансовых вопросах. Это не значит, что он является финансово грамотным и это не отразится на его будущей жизни.

Подпишитесь на рассылку Школы Финик
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку раз в 1-2 недели по Telegram или ВКонтакте. Все материалы созданы наставниками Школы Финик на основе своего профессионального и личного опыта.